- 28/06 Новинки французского проката    - 21/06 Новинки французского проката    - 14/06 Новинки французского проката    - 07/06 Новинки французского проката    - 31/05 Новинки французского проката    - 24/05 Новинки французского проката    - 17/05 Новинки французского проката    - 10/05 Новинки французского проката    - 03/05 Новинки французского проката    - 26/04 Новинки французского проката    - 19/04 Новинки французского проката    - 12/04 Новинки французского проката    - 05/04 Новинки французского проката    - 29/03 Новинки французского проката    - 22/03 Новинки французского проката    - 15/03 Новинки французского проката    - 08/03 Новинки французского проката    - 01/03 Новинки французского проката    25/02 Сезар-2017: Победители    - 22/02 Новинки французского проката    - 15/02 Новинки французского проката    - 08/02 Новинки французского проката    - 01/02 Новинки французского проката    - 25/01 Сезар-2017: Номинанты    - 25/01 Новинки французского проката    - 18/01 Новинки французского проката    - 11/01 Новинки французского проката    - 04/01 Новинки французского проката    - 28/12 Новинки французского проката    - 21/12 Новинки французского проката   

Катрин Денев: женщина французского кино

В недавнем французском Elle в статье под интригующим названием "Я совершенно неблагоразумна" есть замечательные слова: "Кто собирает шампиньоны, сворачивает горы, выращивает томаты, готовит ризотто, забирает внуков из школы, гладит ножки малышей на улице, при всем этом оставаясь абсолютной звездой? Кто может спать где угодно и вовсе не обязательно ночью? Кто перезаряжается словно батарейка? Кто собирает старинные вещи у антикваров, но никогда не пропускает сельскохозяйственную выставку? Кто остается абсолютной горожанкой вопреки своей увлеченности садоводством? Кто любит пить, есть, курить, развлекаться, нарушать правила? Кто всегда поступает по-своему? Кто олицетворяет женскую красоту, будучи совершенно не одержимой эстетическими канонами? Кто говорит так быстро, что как будто немного опережает настоящее? Кто одержим страхом попасть в капкан грусти, меланхолии до такой степени, что бежит по жизни все быстрее? Конечно, Катрин Денев, которая никогда не скрывала, что она смешная, забавная, что она любит разыгрывать комедию или играть в комедиях, пусть это и не тот образ, в котором ее обычно представляют зрители".
Это все действительно о ней, о Катрин Денев - великой французской актрисе. Клише. Но что поделать, если это правда? За свою почти полувековую карьеру Денев снялась почти в полутора сотнях картин. Разных жанров, разных стилей, разной степени успешности. Но неизменным всегда остается одно - ее имя никогда не сходит с афиш кинотеатров. И очень хочется верить, что мадемуазель Денев не отстанет от своей великой предшественницы, своей экранной мамы Даниэль Дарье, которая до сих пор, в свои девяносто с хвостиком так великолепно "играет любовь".
В преддверии выхода на российские экраны новой картины Франсуа Озона, где Катрин сыграла главную роль и которая буквально взорвала французский кинопрокат, хочется рассказать о самых-самых ярких, заметных и значимых работах Денев.
Свой творческий путь актриса начала с подачи старшей сестры Франсуазы Дорлеак - одной из ярчайших звезд французской Новой волны. Катрин сыграла в нескольких лентах, в том числе и вместе с сестрой, но по-настоящему прославил ее замечательный мюзикл Жака Деми "Шербурские зонтики". Эта картина стала знаковой как для своего времени, так и для двацатилетней Катрин Денев. Именно здесь впервые и появился тот образ ледяной красавицы, пламени и льда, который так претит самой актрисе. Красивая любовная история, великолепная, теперь всемирно известная музыка Леграна и эта хрупкая юная девушка, которая обнаруживает невероятной силы характер. Начать настоящую карьеру в кино с главной роли в фильме, получившем Золотую пальмовую ветвь в Каннах - хороший ход, не так ли?
В 1965 году Катрин сыграла роль психически-ненормальной девушки Кароль Леду в "Отвращении" поляка Романа Полански. Мне трудно даже представить насколько тяжело далась молодой актрисе эта роль. Самый настоящий психологический триллер. Давящий, сводящий с ума, депрессивный. Это один из фильмов, которые трудно решиться пересмотреть. Но Катрин воспользовалась шансом и ярко проявила свой талант.Сыграть лицом, мимикой, жестами, иногда даже одним взглядом - это потрясающе. В этих огромных глазах читается столько разнообразных эмоций... боль, отчаяние, равнодушие, ненависть, жестокость...
Катрин не разменивалась, не позволяла превратить себя во вторую Бардо, не ставила даже цели сделать кинокарьеру. В 1967 году вновь поражает мир ролью буржуазной нимфоманки в картине скандально-известного испанца Луиса Бунюэля "Дневная красавица". Именно Бунюэля Катрин потом не раз назовет одним из своих любимых режиссеров. "Дневная красавица" рассказывает нам историю Северины - красивой молодой девушки, жены преуспевающего врача. Поглощенная бесчисленным количеством сексуальных комплексов, она постоянно фантазирует. И одна из фантазий - работа в борделе, где она и получает свое имя - Дневная Красавица. А может это и не фантазия... Картина Бунюэля - образчик киносюрреализма. Здесь почти невозможно отличить правду от вымысла. И даже сегодня, посмотрев фильм далеко не один раз, я ни за что не смогу с уверенностью ответить, что же было вымыслом, а что реальностью. Но по фабуле, по напряжению, по эстетике, по психологичности "Дневная красавица" - сокровище мирового кинематографа.
В том же 1967 году Катрин снова снимется у Жака Деми - на этот раз вместе с Франсуазой - в фильме "Девушки из Рошфора". Фильм, задуманный Деми как французская альтернатива американским мюзиклам, по мнению многих критиков оказался не самым удачным из-за слабой хореографии. Однако, мнение критика - его личное мнение. "Девушкам из Рошфора" суждено было быть омраченными трагедией. Этот фильм стал последним в карьере Франсуазы. В этом же году мадемуазель Дорлеак разбилась на машине. Эта трагедия, как спустя много лет скажет Катрин, переломила ее жизнь.
В 1969 году в жизнь Катрин, и в профессиональную, и в личную, вошел Франсуа Трюффо. Ни для кого не секрет, что режиссер всегда влюблялся в своих актрис. И это прекрасно - таких красивых, явно обожаемых женщин нет ни у кого. Катрин не стала исключением. Однако первая совместная работа - "Сирена Миссисипи", где партнером Денев стал Жан-Поль Бельмондо традиционно считается не самой удачной у Трюффо. Он и сам это признает. В фильме рассказана история красивой молодой аферистки, которая знакомится по переписке с богатым холостяком и выходит за него замуж. Но обман вскоре обнаруживается. Она бежит от его, пренебрегает им, обманывает, а он пытается мстить и с каждой секундой все больше влюбляется. Победит ли в финале любовь? Можно ли растопить сердце жестокой красавицы? Франсуа Трюффо не дает ответа. Он просто бросает своих героев в заснеженном лесу на произвол судьбы.
Спустя десять лет, в 1980, Франсуа Трюффо, уже давно никакими отношениями с Денев не связанный, решает снова снять ее в своем фильме. Он хотел, чтобы прекрасная актриса получила достойную своего таланта роль. И ему это чертовски здорово удается. "Последнее метро" - одна из лучших картин и в карьере режиссера, и в карьере актрисы.
Действие фильма происходит во время Второй мировой войны. Героиня Катрин Денев - актриса Марион Штайнер, супруга директора театра, который вынужден скрываться от преследования вишистов. На плечи этой женщины ложиться неподъемный груз - руководство театром, организация побега мужа, уступки властям... И в ее жизни внезапно появляется Бернар Гранже (Ж. Депардье), который переворачивает все с ног на голову, заставляет Марион бороться с самой собой, со своими чувствами, разрываться между долгом и сердцем. Столь любимый Трюффо любовный треугольник, где раскрываются все оттенки чувств его участников. Обстановка войны лишь еще больше обнажает души, заставляет гореть ярче и любить быстрее. Ведь никто не знает, что готовит завтра. Атмосфера театра, соседство реальности и вымысла позволяют Трюффо разыгрывать параллельно как бы несколько жизней своих героев. И они вроде одни и те же, но сверкают разными гранями в зависимости от угла света сценических прожекторов.
"Последнее метро" ждал огромный успех. Фильм получил 10 Сезаров, что за всю историю премии удалось только двум картинам (вторая - "Сирано де Бержерак"). Своего первого Сезара за лучшую женскую роль получила и Катрин Денев.
В 1992 году в прокат выходит историческая драма Режиса Варнье "Индокитай". С мадемуазель Денев в главной роли. Фильм, ставший событием не только во Франции - за эту роль актрису номинировали на Оскар. На фоне грандиозных событий распада французской колониальной империи разворачивается очень личная, очень красивая и грустная история владелицы каучуковых плантаций, француженки Элиан. В фильмографии любимой актрисы сложно говорить о лучших и худших ролях - все они дороги. Но "Индокитай" - вершина драматического мастерства Катрин. Хрупкая, мужественная женщина, потерявшая почти все. Но ее невозможно окончательно сломить. Даже разбитое сердце способно самоотверженно любить. Даже упав, она поднимается и идет дальше. Снова падает и снова поднимается.
Катрин очень любит шокировать публику. Хотя и не афиширует этого. Но появление у Ларса фон Триера - разве тому не доказательство? Второстепенная роль славянской эммигрантки в шокирующем мюзикле главного бунтаря нулевых. Фильм настолько гениальный, настолько и отталкивающий. Я ненавижу его. За то, что он со мной сделал. Но за финальную сцену я готова жить с этим чувством.
Всю свою любовь к женщинам, к актрисам показал Франсуа Озон в картине "8 женщин" - пожалуй, одной из самых известных французских лент начала двухтысячных. Катрин - одна из восьми. Роль, за которую ее полюбили многие. Тетрализованная, стилизованная картина по всем правилам единства времени, места и действия. Фарс, издевка, насмешка. Великолепные диалоги, неожиданные повороты сюжета, полная непредсказуемость. И любимая фишка Озона - превносить в образы своих героев что-то из их настоящей жизни и обыгрывать так, как заблагорасудиться. Фильм, с которого началась моя любовь к французскому кино. Могу говорить долго-долго и много-много. Но не буду - есть еще кое-что...
Есть еще "Рождественская сказка" Арно Деплешена. Собрав лучших французских актеров нескольких поколений, режиссер снял великолепную семейную драму. Многие показанные в этом фильме вещи, как говорила Катрин, очень сложно принять. Действительно, непросто смириться с нелюбовью матери к сыну, с неясными страхом и ненавистью родной сестры, с запутанными любовными отношениями... Очень сложно понять причины всего происходящего. И если нам сложно со стороны, то каково же героям, которые варятся в этом котле безумных чувств. "Рождественская сказка" в очередной раз подтверждает умение Катрин Денев выбирать для себя замечательные сценарии и талантливых, ярких режиссеров.
Вот, вкратце, творческая биография petite dame du cinéma français, которую я хотела рассказать в преддверии выхода на экраны нового фильма "Отчаянная домохозяйка", где Катрин уже не одна из восьми, а единственная женщина Франсуа Озона.
Автор: Анастасия Перетятько