- 24/05 Новинки французского проката    - 17/05 Новинки французского проката    - 10/05 Новинки французского проката    - 03/05 Новинки французского проката    - 26/04 Новинки французского проката    - 19/04 Новинки французского проката    - 12/04 Новинки французского проката    - 05/04 Новинки французского проката    - 29/03 Новинки французского проката    - 22/03 Новинки французского проката    - 15/03 Новинки французского проката    - 08/03 Новинки французского проката    - 01/03 Новинки французского проката    25/02 Сезар-2017: Победители    - 22/02 Новинки французского проката    - 15/02 Новинки французского проката    - 08/02 Новинки французского проката    - 01/02 Новинки французского проката    - 25/01 Сезар-2017: Номинанты    - 25/01 Новинки французского проката    - 18/01 Новинки французского проката    - 11/01 Новинки французского проката    - 04/01 Новинки французского проката    - 28/12 Новинки французского проката    - 21/12 Новинки французского проката    - 14/12 Новинки французского проката    - 07/12 Новинки французского проката    - 30/11 Новинки французского проката    - 23/11 Новинки французского проката    - 16/11 Новинки французского проката   
18.11.2010

На представлении 11-го фестиваля Французское кино сегодня КФ побеседовал с Жоэлем Шапроном о французских фильмах в российском прокате-2010, интернет-пиратстве, количестве зрителей и DVD-проекциях...

На сегодняшний момент самым большим зрительским интересом в России среди всех пользовался остросюжетный фильм Ришара Берри «22 пули. Бессмертный». С чем это связано: одновременный выход в России и во Франции, имя Жана Рено или агрессивная рекламная кампания?

Мне кажется, Жан Рено и агрессивная рекламная компания сыграли гораздо большую роль в успехе фильма, чем одновременный старт в России и во Франции. Я, честно говоря, сомневаюсь, что российские зрители обращают на это внимание. Другое дело, что одновременный выход – это сознательный выбор российского прокатчика, чтобы избежать пиратского распространения фильма до его старта в прокате. И этот принцип зачастую работает в отношении всех крупных релизов, которые стартуют здесь и во Франции близко друг к другу по дате. Поэтому это всего лишь совпадение, при чем намеренное, а не причинно-следственная связь.

Раз Вы упомянули про пиратство, хочу Вас вот о чем спросить. Во Франции более менее научились бороться с так называемыми экранками, и за первые 10 месяцев года я обнаружил лишь два слива национальных фильмов: «Кэмпинг-2» и как раз «22 пули. Бессмертный». В этой связи французские прокатчики не боятся, что при одновременном выпуске в прокат во Франции и России фильмов, они тут же будут сливаться на французские торренты?

Нет, опасности российских пиратов французские прокатчики не ощущают. Главной проблемой остаются испанские пираты, которые регулярно воруют фильмы и заливают их в сеть. Это касается практически всех крупных проектов. При этом большое количество скачивания с французских торрентов также приходится именно на Испанию. Так что Россия в этом плане намного безопаснее Испании, и каждый прокатчик был бы только рад, чтобы его фильм купили в России и показали как можно раньше. Безусловно, каждый раз вопросу пиратства уделяется отдельная тема на переговорах, обсуждается дата выхода в прокат, чтобы и французскому и русскому правообладателям было выгодно, координируются действия, часто фильм на озвучку отправляется частями и т.д. Плюс всем понятно, что от пиратских действий страдает российский дистрибьютор в первую очередь, и ему самому выгодно внимательно следить за тем, чтобы не было несанкционированного распространения купленного фильма. Это же большие деньги. И их необходимо вернуть, чтобы достойно вести бизнес.

То есть никакой боязни нет, и при желании российского партнера французские правообладатели зачастую согласны стартовать одновременно в двух странах?

Да, совершенно верно.

Теперь поговорим о тех французских фильмах, которые могли стать событиями проката, но по разным причинам не стали. Например, «Гейнсбур. Любовь хулигана». Он вышел на 59 копиях и собрал у экранов 33 тыс. зрителей, т.е. менее 600 зрителей на одну копию, при этом ролики этой картины шли по Первому каналу…

33 тыс. зрителей на 59 копий – это очень мало. Я думаю, количество копий надо было сократить. Я видел огромное желание со стороны прокатчика показать эту ленту максимальному количеству зрителей, они – настоящие фанаты Гейнсбура и этой картины. Но возможно даже рекламные ролики на телевидении не сработали, и количество копий было слишком оптимистичным, от того, что на самом деле в России слишком мало потенциальных зрителей, которые бы были в курсе истории Гейнсбура, его значения для французской культуры, потому что отстраненному зрителю эта история сходу вряд ли приглянется, в отличие, скажем, от «Господина Никто», который без рекламы на 4 копиях просто взорвал ограниченный прокат, когда зрители ходили по многу раз, приводя с собой всё новых и новых друзей… Я кстати, хочу предостеречь некоторых, кто просто считает общее количество денег или зрителей по тому или иному фильму. Любой такой показатель нужно соотносить с количеством копий, величиной рекламной кампании и прочими факторами, тогда можно говорить, что 76 с лишним тыс. зрителей «Господина Никто» - это в разы более грандиозный успех, чем у многих лент, которые, казалось бы собрали больше, но при этом затраты их несопоставимы.

Теперь хочу спросить Ваше мнение о, пожалуй, главном разочаровании года. «Неудачники» Жан-Пьера Жене, фильм, который мог даже выйти в России прошлой осенью, одновременно с французским релизом, в результате вышел практически незаметно, в мае, при этом не на маленьком количестве копий (150) и на мой взгляд с совершенно непривлекательным названием. Как Вы считаете, при меньшем количестве копий, скажем, от 20 и правильной рекламной стратегии, был ли у этой ленты шанс в России стать одним из хитов ограниченного проката? И такая недельная связка с «Бобро поржаловать» послужила ли она во вред обоим фильмам?

Может быть. Конечно, вопрос не совсем ко мне, а к маркетинговым службам прокатчиков, которые анализируют собственную рекламную кампанию. Я допускаю, что Вы может быть во многом правы: и локализация названия вероятно не слишком удачная, возможно еще какие-то факторы послужили причиной, но мне сложно об этом судить, так как я сам не являюсь прокатчиком, и никогда не буду влиять на рекламные кампании.

«Централ партнершип» исторически всегда много закупал французских фильмов. Но последние релизы показывают не слишком удачные результаты в прокате. Сейчас у них выходит последняя часть «Артура», через 1,5 года, вероятно, будет «Фантомас». И это пока всё. Не разочаровались ли они во французском кино, учитывая, что у них очень кассовый пакет из американских и российских лент?

Нет, они себя позиционируют очень активно на рынке французского кино. Другое дело, что их нынешняя стратегия – приобретение самых дорогих и заведомо успешных французских проектов. Они покупают количественно меньше, однако денег тратят как минимум столько же, как раньше. Плюс они ведь на первом месте по количеству сборов в российском прокате, так что вполне понятно, что они очень ответственно относятся к выбору новых проектов.

То есть опасения, что компания может уйти с рынка, нет?

Абсолютно. Они так и говорят: мы заняты поиском крупных высокобюджетных проектов, и готовы их приобрести для российского проката. Это вполне нормально для эволюции таких игроков на рынке. Во Франции, кстати, то же самое.

Стоит отметить практически подвижническую работу компании «Русский репортаж», которая, прокатывая фильмы зачастую до 5 копий и без рекламного бюджета, собирает небольшое количество зрителей, но при этом формирует устойчивую аудиторию к французскому кино и французскому языку. Как Вы считаете, в дальнейшем количество прокатываемых французских лент в таком формате увеличится или сохранится паритет между большим и ограниченным прокатом?

Всё зависит от производства во Франции, конечно. Но я прекрасно понимаю все трудности, с которыми сталкивается «Русский репортаж». Такое драматическое проблемное кино, которое они зачастую приобретают, гораздо сложнее позиционировать в России, чем, скажем, «Артура» или «Из Парижа с любовью». Но опять же, это скорее к ним вопрос о том, как они планируют развивать этот прокат дальше. Я всегда начинаю помогать уже после того, как покупка фильма совершена и не хочу ни давить, ни советовать – прокатчик всегда должен сам принимать решение о совершении сделки.

Как Вы относитесь к DVD-проекции? Некоторые французские фильмы вышли в этом году исключительно в таком формате. Зрители остаются в какой-то степени обделенными…

Ну, естественно, прокатчики и сами говорят, что это вынужденная мера, связанная с финансовыми затратами. Просто если они изначально понимают, что количество зрителей вряд ли превысит несколько сотен, ну, или хотя бы несколько тысяч, то печатать копии или брать их в аренду получается очень накладно, и эти деньги вряд ли удастся вернуть. Хотя мне как человеку безумно жаль, что у зрителей нет возможности увидеть настоящую кинокопию и насладиться фильмом в полной мере. Но опять же мою позицию разделяют и сами прокатчики, которые вынуждены так поступать не из злых побуждений, а потому что это единственный выход вообще показать здесь ленту на большом экране. Хотелось бы верить, что быстро распространяющееся цифровое оборудование способно будет решить проблему и позволит улучшить качество DVD-проекции. И тогда все будут довольны: и зрители, которые будут смотреть фильм в идеальном качестве, и прокатчик, который будет избавлен от головной боли, связанной с фильмокопией.

По моим прогнозам у французского кино в 2010 году будет чуть более 2 млн зрителей – естественно в зависимости от результатов «Артура» и «Сутенера». Это сравнимо в прошлогодними результатами, и в два раза меньше показателей 2008-го. Наступает относительная стабилизация?

Ну, 2008-й подарил нам два просто ошеломляюще успешных проекта: «Такси-4» и «Астерикс на Олимпийских играх». Когда нет подобных проектов, общее количество зрителей у французского кино падает во всем мире. Так что безусловно общие результаты, в первую очередь, зависят от нашего внутреннего производства.

И всё-таки сколько зрителей французского кино на Ваш взгляд существует в нашей стране?

Я считаю, что 2-3 млн – это наша база. Мне бы очень хотелось, чтобы она увеличилась, скажем, до 3,5 млн. Но еще большее увеличение будет возможно лишь с выходом на экраны суперблокбастеров…

Как «Фантомас», к примеру?..

Именно. Такие фильмы на несколько голов выше любых произведенных во Франции лент, и с их выходом общая рыночная доля французского кино за границей и в России в частности повышается.

На какие из будущих французских лент, которые мы в скором времени увидим в России, Вы возлагаете наибольшие надежды? «Нечего декларировать» Дани Буна, «Истинная ложь» Пьера Сальвадори?..

Да, на эти фильмы, безусловно. Плюс «Фантомас».

Ну, он выйдет, наверное, даже не в 2011-м…

В 2012 скорее всего.

Ну, то есть, фильмы Дани Буна и Пьера Сальвадори – явные локомотивы французского кино-2011?

Может быть, а может быть и нет… Знаете, я никогда не делаю прогнозов, не люблю забегать вперед и тем более комментировать то, чего еще нет. Плюс я же француз, и не могу наверняка сказать, что понравится здесь. Конечно, у меня есть статистика проката в России за 100 лет, и при этом были случаи, когда проваливались ленты, в которых я был абсолютно уверен и наоборот. Локомотивы, как правило, что во Франции, что за рубежом одни и те же. И иногда они проваливаются везде, а иногда они успешны везде, как «Амели». Раз на раз не приходится. «Такси-4», кстати, который собрал великолепную кассу в России, в некоторых странах вышел сразу на DVD. Поэтому заранее ничего не скажешь: готового рецепта успешного фильма на весь мир не существует.

Беседовал: Александр Фельдман