- 24/05 Новинки французского проката    - 17/05 Новинки французского проката    - 10/05 Новинки французского проката    - 03/05 Новинки французского проката    - 26/04 Новинки французского проката    - 19/04 Новинки французского проката    - 12/04 Новинки французского проката    - 05/04 Новинки французского проката    - 29/03 Новинки французского проката    - 22/03 Новинки французского проката    - 15/03 Новинки французского проката    - 08/03 Новинки французского проката    - 01/03 Новинки французского проката    25/02 Сезар-2017: Победители    - 22/02 Новинки французского проката    - 15/02 Новинки французского проката    - 08/02 Новинки французского проката    - 01/02 Новинки французского проката    - 25/01 Сезар-2017: Номинанты    - 25/01 Новинки французского проката    - 18/01 Новинки французского проката    - 11/01 Новинки французского проката    - 04/01 Новинки французского проката    - 28/12 Новинки французского проката    - 21/12 Новинки французского проката    - 14/12 Новинки французского проката    - 07/12 Новинки французского проката    - 30/11 Новинки французского проката    - 23/11 Новинки французского проката    - 16/11 Новинки французского проката   
21.10.2010

В начале октября во время юбилейного фестиваля "Французское кино сегодня" Москву посетила большая делегация компании "Юнифранс". Сегодня мы публикуем интервью с одним из самых известных в нашей стране ее представителей, отборщиком Каннского кинофестиваля, директором компании по странам центральной и восточной Европы Жоэлем Шапроном.

То, что за прошедшие 10 лет, в России сформировалась устойчивая аудитория французского кино, это историческая любовь или результат плодотворной работы?

И то, и другое. На самом деле, когда больше десяти лет назад мы придумали этот фестиваль, то определяющей ролью в его проведении были именно устойчивые связи россиян с французским кино и историческая любовь, которые говорили о том, что здесь есть наши зрители и их довольно много. История любви россиян к французскому кино ведет свое начало издалека. Самые первые кадры, которые были сняты в России – коронация Николая II, - принадлежат французским операторам компании «Пате», самые первые фильмы, которые были показаны зрителям, - тоже французские. И в этом отношении и до революции и после, во времена Советского Союза, французское кино занимало особое место. Если коснуться истории, то между 1935 и 1955 было довольно мало французских фильмов. Я посчитал – к слову, я сейчас пишу книгу об истории французского кино в России, - за этот период было всего 15 картин, однако необходимо учитывать, что это совсем другие, очень сложные годы и с политической и с экономической точек зрения. После XX-го съезда в октябре 1955 года устраивается обмен кинематографическим опытом, когда сначала делегация французских режиссеров и актеров во главе с Жераром Филипом, Дани Робен, Николь Курсель и другими посещает Советский Союз, а в ответ через пару месяцев Париж принимает советских кинематографистов во главе с Михаилом Калатозовым, которых на вокзале встречал Ив Монтан...

Безусловно, мы говорим о другом времени, но всё-таки, начиная с 1955 регулярно или нерегулярно советский зритель погружался в атмосферу французского кино и проникся ею настолько, что эта любовь передается из поколения в поколение. «Юнифранс» была создана в 1949, и постоянно устраивала мероприятия, направленные на пропаганду нашего кино. Возвращаясь к вопросу, могу резюмировать: нельзя сказать, что любовь к французскому кино – это лишь результат усилий «Юнифранс», также нельзя сказать, что популярность французского кино во всем мире – это достижение исключительно «Юнифранса». Процент вклада в данном случае посчитать невозможно.

В общем, такие имена как Жерар Филип, Жан Марэ, Луи де Фюнес, Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон знакомы каждому советскому и российскому зрителю. А работы Трюффо и Годара ежегодно заставляют увлекаться жанром киноискусства тысячи молодых людей.

С другой стороны нельзя говорить, что в вашей стране зрители имели возможность смотреть всё самое лучшее, что есть во французском кино. Скажем, большую часть замечательных работ «нововолновцев» нельзя увидеть до сих пор, я имею в виду Риветта, Ромера, не говоря уже о Розье. Даже Шаброль, который крайне плодовитый режиссер, - советские зрители смогли увидеть только единичные его работы.

Таким образом, французское кино пользовалось огромным успехом вплоть до перестройки. В середине же 80-х произошел огромный спад интереса к кино как таковому. Плюс огромную роль сыграло появление видеосалонов. И с конца 80-х и до конца 90-х наше кино ушло на «маленькие» экраны: кассеты, телеканалы доносили до зрителей французские фильмы, именно в эту пору одной из самых популярных в России стала лента «Бум».

Несложно было спрогнозировать, что кризис кинопоказа будет длиться недолго, и в 2000 появился фестиваль «Французское кино сегодня», который реализовал наше желание: мы сопровождали процесс возрождения российского кинопоказа своим присутствием. Тогда практически никто из прокатчиков не занимался французским кино, за исключением «Мост-медиа» и «Интерсинема», но постепенно стали появляться компании. Самое главное: мы добились, чего хотели, потому что я внимательно следил за процессом все эти годы, и могу заявить, что мы действительно сопровождаем фильмы, и это лишний раз подтверждает мою мысль: только при помощи коммерческих лент в кинотеатрах мы сможем пропагандировать, рекламировать свое кино. Фестиваль – это совершенно другое, только прокат может принести желаемый эффект. Так что было вполне логично сделать акцент на прокат, и тогда же я решил, что отбирать фильмы будем не мы, а они (прокатчики – прим.), а мы в свою очередь будем помогать им с рекламой и продвижением лент. Я всегда считал, что прокатчик – это тот самый зритель, который платит больше всех за билет. На первый год фестиваля прокатчиков было немного: 5-6, в этом году их уже 18. И чем больше разных прокатчиков появляется, тем более разнообразное кино видят российские зрители, и каждый выбирает то, что ему ближе. При этом мы уважаем и любим всех прокатчиков, независимо от их выбора, потому что мы защищаем всё французское кино во всем его многообразии, для меня не играет особенной роли, коммерческий ли фильм или гениальный авторский.

Вы упомянули, что теперь количество прокатных компаний, которые занимаются французским кино в России, достигло 18. Это хорошо или плохо на Ваш взгляд?

Думаю, это очень хорошо. В тех странах, где прокатом нашего кино занимаются, допустим, две компании, малейшие экономические трудности могут привести к простой потере рынка.

Сейчас во Франции появляются молодые звезды, на которых ходят зрители от Венсана Касселя до Жана Дюжардена и тот факт, что они снимаются и в коммерческом и в авторском кино для нас огромный плюс, потому что благодаря им можно прокатывать не только абсолютные хиты. Благодаря фильмам Кристофа Оноре, например, в России стал известен и популярен Луи Гаррель. То ли еще будет.

Сейчас французские фильмы занимают почти 6% российского рынка. В 2009 на наши экраны выходит более 50 фильмов с французским участием. Есть ли глобальная цель по дальнейшему увеличению их доли в нашем прокате или главное повысить общие кассовые сборы, которые в этом году по абсолютным показателям уступят прошлогодним?

Хорошо было бы конечно, чтобы французские фильмы собирали гораздо больше, чем сейчас. Причем я противник, когда людей искусственно загоняют в кинотеатры, обманывая навязчивой рекламой, и если «ЦПШ» (Централ Партнершип – прим.) говорит, что «Агент 117» должен выходить на 120 копиях – им безусловно виднее, в то время как «Зануду», фильм провалившийся во французском прокате, они собираются выпускать значительным количеством копий и возлагают на него большие надежды. Так что им виднее, всё-таки они на этом бизнесе собаку съели. С другой стороны могу сказать, что в отсутствии таких больших проектов, как «Такси», «Астерикс и Обеликс» снижение валовых кассовых сборов французских фильмов за год неизбежно. И в любом случае давайте дождемся итогов: вполне возможно, что наши пессимистичные прогнозы по сборам и не оправдаются.

Нужен ли дополнительный пиар французских звезд в России?

Наверное, нужен. Возьмем, к примеру, Озона. Безусловно, он снял хорошее кино, но то, что он 5 раз приезжал в Россию сыграло на мой взгляд решающую роль, что это имя способно здесь собирать кассу. Или упорная работа «ЦПШ» с франшизой «Такси» привела к тому, что если когда-нибудь снимут «Такси-5» на 100% можно сказать, что зрители пойдут на это кино. Так что если актеры, режиссеры будут активнее ездить в Россию, а кинопрокатчики будут проводить активные рекламные кампании, то это сработает на пользу и французскому кино, и его прокатчикам здесь. В любом случае искусственно создать звездную систему невозможно, но если есть почва, то результаты не заставят себя долго ждать.

Беседовал: Александр Фельдман